Главная Новости Вакансии Контакты Поиск по сайту
 

Московский Врач

Делаем медицину комфортной

 

Оплата труда врачей пока не зависит от качества их работы

«Оплата труда врачей пока не зависит от качества их работы»

24.09.2008 / ИРИНА ВЛАСОВА

Материал опубликован в "Газете" №182 от 2008-09-25г.

О том, что происходит в одном из ключевых нацпроектов - "Здоровье", в интервью обозревателю «Газеты» Ирине Власовой рассказал начальник отдела координации деятельности территориальных управлений и приоритетных национальных проектов Росздравнадзора, врач, профессор Евгений Никонов.

- Как выполняется нацпроект «Здоровье» и как это контролируется?

- Впервые за последние 20 лет страна получила возможность по-настоящему качественно изменить состояние системы здравоохранения за счет беспрецедентных инвестиций. Для остановки роста хронических и запущенных заболеваний, сопровождающихся высокими показателями госпитализации и вызовов скорой помощи, основные средства были направлены на развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает подготовку врачебных кадров, увеличение зарплаты медработникам, укрепление материальной базы первичной медпомощи, скорой медицинской помощи, женских консультаций и целый ряд других мер.

Поставленные цели были во многом достигнуты: увеличилась зарплата медработников, большинство амбулаторных учреждений страны переоснащены современным оборудованием, электрокардиографами, обновлено свыше 70% парка санитарного автотранспорта – санитарная авиация. Проведены дополнительная диспансеризация и медицинский осмотр 14,2 млн человек, увеличен объем обеспечения населения высокотехнологичными видами медицинской помощи, которая за 2006-2007 годы была предоставлена 313 тысячам человек.

Мы полагаем, что уровень ответственности на местах при реализации нацпроекта был необычайно высоким, что связано, несомненно, и с эффективностью контроля. По результатам проверок Росздравнадзора в прокуратуру направлено более 600 запросов. По ориентировочным данным, было возбуждено более 50 уголовных дел. К примеру, по фактам неправомерной практики распределения денег, полученных за «родовые сертификаты» в Республике Саха (Якутия), а в Волгоградской области по факту фальсификации медработниками данных по дополнительной диспансеризации населения. Руководителям лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) сделано более 4 тысяч предписаний. Например, по результатам наших проверок прокуратура вынесла предупреждение мэру города Орла за неподготовленность помещений ЛПУ к приему оборудования и техники.

Евгений Никонов

Окончил лечебный факультет Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) в 1997 году, а затем клиническую ординатуру по терапии на кафедре госпитальной терапии ДВГМУ. В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию и в течение трех лет заведовал кафедрой гастроэнтерологии и клинической лабораторной диагностики Института повышения квалификации специалистов здравоохранения, был проректором ДВГМУ. В 2004 году защитил докторскую диссертацию и затем был приглашен занять должность начальника отдела координации деятельности территориальных управлений и приоритетных национальных проектов Росздравнадзора и руководить его учебным центром.

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

- Были ли штрафы?

- Если в 2006 году было наложено штрафов на ответственных лиц и ЛПУ на сумму более 4,7 млн рублей, то в 2007 году почти вдвое больше - на 7,8 млн рублей. Однако штрафы, к сожалению, не всегда являются панацеей, особенно в тех случаях, когда штрафу в судебном порядке подвергается государственное или муниципальное лечебное учреждение: при этом средства попросту перекладываются из муниципального бюджета в федеральный. Росздравнадзор делает акцент на персональной ответственности руководителей здравоохранения.

- Какие недоработки в области организации здравоохранения Росздравнадзор фиксировал в массовом порядке?

- В ходе реализации административной реформы после передачи в 2004 году на федеральный уровень полномочий по лицензированию в сфере здравоохранения было установлено, что более чем в 4 тысячах ЛПУ и 20 тысячах фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) отсутствуют лицензии. А как производить выплаты «президентской" надбавки первичному звену, если учреждение, в котором трудится врач, не имеет лицензии? Прокуратура такие действия будет расценивать как нецелевое использование средств.

За четыре года проведена действительно колоссальная работа по оснащению и переоборудованию муниципального здравоохранения и, соответственно, приведению их к уровню лицензионных требований и условий, и в настоящее время данная задача решена более чем на 90%. Тем не менее по состоянию на 1 января 2008 года в Костромской области таких ЛПУ было 18, в Тамбовской и Брянской областях - по 10, в Красноярском крае - 43, в Республике Дагестан - 35. Что касается фельдшерско-акушерских пунктов, то 7,5 тысячи ФАПов по всей России не имеют лицензий. Всего по закону не могут сегодня официально работать около 200 государственных и муниципальных ЛПУ.

Также проверки показали, что очень многие российские медики не хотят или не имеют возможностей учиться. 15% медработников не повышали свою квалификацию в течение последних пяти лет, при этом надо отметить, что среди медработников первичного звена за три года реализации национального проекта данный показатель снизился до целевого значения в размере 3-5%.

Тем не менее в России трудится более 4,5 тысячи медработников среднего звена, у которых образование - всего-то курсы Красного Креста.

Несмотря на большие вливания ресурсов государства в первичную медицинскую помощь, сегодня отсутствие персонифицированного учета всех медработников, а не только первичного звена, и имеющиеся нормативные документы не позволяют адекватно оценивать работу участковых врачей, и цель - платить медикам только за качественное оказание дополнительной помощи - полностью не достигнута. Фактически оплата труда врачей не зависит от качества их работы на участке. Много было разговоров о необоснованной выписке препаратов льготникам, но за это реально не был наказан ни один врач.

- А были нарекания по поставкам оборудования?

- Было достаточно много случаев неготовности помещений к установке сложного оборудования, рентгеновской техники, машин скорой помощи, о чем я уже говорил. Такие случаи были более чем в 200 ЛПУ. До сих пор имеют место факты простоя поступившего оборудования по разным причинам. В 2006 году много было нареканий по машинам скорой помощи, но большую часть их поставщики устранили уже в 2007 году. Несомненно, что закупка расходных материалов и подготовка специалистов - это обязательства субъектов РФ.

- В редакции лежит обращение ВИЧ-инфицированных пациентов, которые отмечают неравномерность в поставках лекарств. Так, например, в течение первых трех-четырех месяцев года практически всегда отмечается лекарственный дефицит. Что можно сказать по поставкам лекарств по нацпроекту для ВИЧ-инфицированных и по другим высокозатратным нозологиям?

- Сложно оценивать, потому что в стране до сих пор информация о количестве ВИЧ-инфицированных определяется тремя разными способами: как суммарное обращение пациентов по талонам статистического наблюдения, по данным территориальных центров СПИДа, по базе федерального центра СПИДа.

Да. Результаты получаются разные, и не всегда они согласуются. Что касается поставок препаратов, особенно в начале года, то регионы вынуждены либо покрывать стоимость препаратов из собственных бюджетов, либо, но это бывает очень редко, это должны делать сами пациенты. Начиная с этого года конкурсы на закупку препаратов будут проводиться заранее, и мы полагаем, эти проблемы будут решены.

А потом, бывают и недобросовестные поставщики. Так, например, в Хабаровский край до сих пор с 2007 года не поставили тест-системы на определение ВИЧ-инфекции, но краевая администрация вовремя подключилась к данной проблеме, и пациенты перебоев не заметили. К сожалению, во многих регионах нет реальных регистров больных, там не умеют до сих пор составлять обоснованные заявки на закупку препаратов. В ряде регионов контроль за антиретровирусной терапией с учетом лабораторных тестов ведется не в полной мере. Это - грубое нарушение, оно дает возможность для развития полирезистентных штаммов ВИЧ. Лечение ВИЧ-инфицированных в системе федеральной системы исполнения наказаний в полном объеме не проводится. Конечно, пациенты, находящиеся в местах заключения, тоже должны получать лекарства централизованно в рамках нацпроекта.

- Родовые сертификаты зарекомендовали себя неплохо, но многие будущие мамы хотели бы, чтобы их наблюдали вполне определенные гинекологи и акушеры. Когда это будет возможно?

- Родовые сертификаты являются самым значимым нововведением среди мероприятий нацпроекта и требуют дальнейшего развития, например, введения системы сертификатов для лечения катаракты или глаукомы или, например, оказания стоматологической помощи детям. Мы считаем, что необходимо в дальнейшем повышать стоимость сертификатов с учетом районных коэффициентов и допустить к участию ведомственные и частные медицинские организации, а родовый сертификат в принципе уже сейчас дает возможность выбора врача и роддома.

- Как проходила в 2006-2007 годах диспансеризация и как она проходит в 2008 году? И вообще, насколько она оказалась эффективной?

- В 2006 и 2007 годах полного выполнения государственного задания по дополнительной диспансеризации достичь не удалось - примерно 80-90% от плана. Что касается 2008 года, то за первое его полугодие еще не преодолена планка 30%. В этом году хуже всего диспансеризация проходит на Дальнем Востоке, в ЮФО, в Сибири. Лучше - в ЦФО, в Поволжье.

При проведении проверок наши сотрудники досконально проверяют всю медицинскую документацию. Самое страшное, что может быть, - это приписки. За три года выявлено более 3 тысяч случаев нарушений в организации медосмотров, а также незаконченные случаи, представленные к оплате. К примеру, платные осмотры водителей транспорта вписывались как результаты диспансеризации, женщин направляли на платную сдачу анализов или маммографию.

В 2007 году большое количество нарушений было в Калмыкии, в Краснодарском крае, Иркутской области. Самое главное при проведении диспансеризации - полнота ее проведения. Частота выявления незаконченных случаев диспансеризации в 2007 году составила не менее 20%.

В 2008 году в программу включено исследование на онкомаркеры для лиц старше 40 лет и маммография для женщин старше 40 лет. В некоторых субъектах до сих пор еще не решили вопросы по приобретению передвижных маммографов и соответствующего оборудования. Например, в Кировской области более чем в 30 муниципальных образованиях маммографов нет, в Читинской - в 22, в Хабаровском крае - в 10. Эффективность таких профилактических мер эксперты оценивают по-разному. Например, многие эксперты считают неоправданной роскошью проведение исследований на онкомаркеры, но, с другой стороны, нет ничего важнее здоровья человека.

Обсудить статью


.

О компании

Наша миссия
Информация о компании
Партнеры
Сотрудничество
English page - Moscow Doctor
Колл центр (call center)

Наши услуги

Диагностика
Перевозка больных
Консультации врачей
Лечение за рубежом
Медико-юридические услуги
Лечение в Москве
Курсы первой помощи

Он-лайн услуги

Консультации врачей-специалистов он-лайн
Запись на исследования он-лайн
Оплата консультаций и исследований
Полезные ссылки
Библиотека пациента
Врач - обмен мнениями
Форум Московского Врача
Блог Московского Врача
 

Новые материалы

Доплер, УЗИ


 
Сделано в "Медстудио"

телефон (495) 741-06-41 i